Подсечно-огневое земледелие

Подсечное земледелие

На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX— X вв. имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого, земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. В некоторых наиболее глухих и окраинных местах крепостнической России — у удмуртов, коми, в Карелии, в Белорусском Полесье — подсечное земледелие вместе с некоторыми другими чертами культуры, восходящими к глубочайшей древности, просуществовало вплоть до начала XIX в. Благодаря этому обстоятельству эта древняя форма земледелия нам хорошо известна.

Подсечное земледелие — это земледелие лесных областей, лесное земледелие. Чтобы подготовить участок для посева, сначала нужно было вырубить лес,— дать ему высохнуть на месте, а затем сжечь его. Отсюда — подсечное земледелие нередко называли огневым, или паловым. Интересно отметить, что сжигание срубленного леса не являлось средством расчистки будущего поля, как это может показаться с первого взгляда. Подсечное земледелие по своим техническим особенностям резко отличалось от всех других видов земледелия. Огонь являлся здесь своеобразным средством обработки земли, так как после сожжения огромной массы древесного материала, когда прогорал и превращался в рыхлую золу и верхний слой почвы, можно было землю не обрабатывать, а производить посев прямо в золу. Орудиями подсечного земледелия являлись прежде всего железный топор и железная мотыга, служившая для выкорчевывания корней и разрыхления земли в тех местах, где она не вполне прогорела. Такие мотыги в начале прошлого столетия были известны у коми, удмуртов, в Карелии и в Белорусском Полесье. Такие же мотыги имелись и у северных восточнославянских племен в дофеодальное время, о чем уже упоминалось выше.

Орудие для «заделывания» посева при подсечном земледелии, деревянная борона известна лишь нам по этнографическим данным, так как древние деревянные орудия не могли, понятно, сохраниться до наших дней. На севере почти повсеместно это орудие представляло собой ствол ели с отрубленными до половины длины сучьями—«суковатку». Наряду с суковаткой употреблялись примитивные грабли. Анализ этнографических данных показывает, что в древности бороной-суковаткой работали без помощи рабочего скота — вручную.

Приготовленный в лесу участок (новина) служил всего лишь год или два, максимум три года. В первый год эксплуатации новина, давала сравнительно высокий урожай, так как огонь уничтожал на месте посева всю сорную растительность, а зола обогащала почву. По-видимому, особенно обильные урожаи давало на новинах просо, поэтому оно и являлось одним из самых распространенных культурных растений в дофеодальный период. Об этом ярко свидетельствуют общеизвестные материалы русского фольклора. В сочинениях арабского писателя X столетия Йбн-Русте имеется одно место, как будто бы говорящее о подсечном земледелии: «Земля славян есть равнина лесистая, в лесах они и живут. Славяне не имеют ни виноградников, ни пашен…». И далее: «хлеб, наиболее ими возделываемый — просо». Наличие посевов проса, при отсутствии обычных пашен, указывает, видимо, на подсечное хозяйство. Но уже па второй год урожай падал, зола выщелачивалась, пережженная почва «спекалась», не пропускала воздуха и не впитывала воду. Нужно было подготовлять новый участок на другом месте. Старый же участок мог вновь поступать в эксплуатацию не раньше, чем на нем вырастал лес, т. е. не менее чем через 40—60 лет. Вследствие этого при подсечном земледелии требовалось огромное количество земли, вернее, леса. В этих условиях селиться большими поселениями, как на юге, было невозможно. Поэтому-то обитатели лесных пространств, как уже сказано выше, селились в одном месте лишь по нескольку десятков человек.

Подсечное земледелие требовало затраты огромного количества труда. Такие громоздкие операции, как рубка леса, выкорчевывание кустарников и пней, сушка всего этого материала и, наконец, сжигание его, неизбежно требовали кооперации сил. И на основании многочисленных этнографических данных устанавливается, что подсечное земледелие всегда выступало как коллективное, общинное производство. В тех местах, где до начала XIX в. сохранялось подсечное земледелие, одновременно с ним продолжали существовать большие патриархальные семьи, состоящие из представителей двух-трех поколений. Таким образом, подсечное земледелие следует рассматривать, как отрасль производства, тесно связанную с первобытно-общинным строем.

Применение

Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки не только у коренного населения Америки, но и у части европейских переселенцев.

Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг берпиндах» — у малайцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.

Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.

Негативные последствия подсечно-огневого земледелия

Культуры, посаженные в золу, давали хорошие урожаи, но их выращивание быстро истощает почву, подготовленную путем сжигания растительности. При первых признаках истощения наши предки перемещались на новые участки, где снова поджигали сухие деревья и траву, а в это же время оставленные участки снова покрывались зарослями. В результате крестьянин должен был искать третий участок земли для выполнения таких же манипуляций.  

Все это не способствовало привязке людей к своим постоянным огородам, искусных земледельцев из них тоже не получалось. Они меняли место жительство в зависимости от того, где найдут чен. 

Еще один негативный момент заключается в том, что поджоги причиняют экосистеме планеты немалый вред. При неумелом использовании можно спровоцировать масштабное бедствие. Кроме того, система чена с точки зрения культурного земледелия никуда не годится. Специалисты в области сельского хозяйства сегодня говорят о том, что этот метод будет существовать на протяжении еще многих десятков лет. 

Подпишитесь на наш канал в Telegram

Суть подсечно-огневого земледелия

Метод основан на выжигании растительности и посадке на этом месте овощных и злаковых культур. В старину на Руси этот способ называли переложным, от слова «перелог», указывающего на участок земли, который на протяжении длительного времени не обрабатывался с целью восстановления урожайности. Посадку растений производили поверх золы, которая выступала в качестве натурального удобрения. 

Как занимались подсечно-огневым земледелием наши предки? Начиная с середины весны и до июня включительно, они расчищали земельные участки, сжигая дикие заросли. Ветром пламя распространялось на большие расстояния, зола, которая образовывалась из листвы и стеблей растений, оседала, а на земле оставались обуглившиеся бревна деревьев и пней. Из бревен крестьяне сооружали ограждения, так называемые чены, а пни продолжали разрушаться на своих местах. Иногда деревья рубили и, спустя год, сжигали. Посевы производили прямо в золу.

Вспахивать и удобрять землю после выжигания растительности не нужно – достаточно поцарапать ее чем-нибудь острым, например, заточенной палкой. Но в некоторых случаях имеет смысл неглубокое вскапывание с целью обогащения почвы кислородом. После столь примитивной подготовки люди планировали посевы и производили высадку культурных растений.

Преимущества

Прокаливание почвы обеспечивало её стерилизацию, уничтожение возбудителей различных болезней. Зола насыщала землю фосфором, калием и кальцием, которые впоследствии легко усваивались растениями. Такая система земледелия предусматривала минимальную обработку почвы в первый год. Между тем, урожайность поначалу была высокой (по тем временам) – от сам-30 до сам-100. Наконец, этот способ хозяйствования не требовал использования каких-либо сложных (специфических) орудий труда. В большинстве случаев обходились топором, мотыгой и бороной. По сообщению одного арабского путешественника, наилучшим образом у славян росло просо. Кроме того, на подсеке выращивали рожь, ячмень, пшеницу, лён, огородные культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector