Осень пришла, встречаем полчища мух и пауков в доме: кто к нам лезет внутрь и как этого избежать

Народный календарь

Страница 30 — 31

1. Прочитай народные приметы.

  • Если голос раздаётся далеко — к хорошей погоде; если голос слышится глухо, у самой земли — будет дождь. (Чувашская примета).
  • Если волосы на голове стали влажные и мягкие, будет дождь. (Сербская примета).

Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления? Ответь устно.

Помогают наблюдать описаные явления 
органы слуха и осязания.

2. Запиши приметы народов своего края о походе на основе наблюдений:

а) за явлениями в мире неживой природы:

  • Солнечные лучи струятся вниз пучками – к дождю.
  • Если звезды в тумане — к дождю.
  • Солнце сильно печет и природа затихла – к грозе.
  • Если в октябре звезды яркие — к хорошей погоде.
  • Если облака редкие, то будет ясно и холодновато.

б) за растениями:

  • Если утром травы густо покрывает роса, день выдастся погожим.
  • Если весной береза соком делится сполна, следует ждать дождливое лето.
  • Хороший урожай щавеля к тёплой зиме.
  • Цветение черёмухи к похолоданию.
  • Если в солнечный день соцветие одуванчика вдруг начало сжиматься, природа готовится к дождю.

в) за поведением животных:

  • Утки и куры сбиваются в стайки к затяжному дождю.
  • Ласточки прячутся под крышу к буре.
  • Если кошка чешет за ушком – быть снегу или дождю.
  • Бараны и овцы толкаются лбами – быть сильному ветру.
  • Зайцы подбираются поближе к человеческому жилью – к суровой зиме.

Постарайся проверить правильность этих примет в течение года.

3. Рассмотрит старинные календари народов России. Попробуй объяснить (устно), как они помогают следить заходом времени.

Старинные календари народов России

Русский календарь из мамонтовой кости позволял 
отследить важные природные события, чтобы знать, 
когда прилетают птицы, когда начинать заниматься 
собирательством и когда можно начинать охоту. 
Плюс это было прообразом солнечного и лунного 
календарей.

По нанесенным на календарь черточкам наши предки 
определяли время года, даты праздников, время 
сбора урожая и прочее.

Деревянный календарь народов эвенки также позволял 
отслеживать важные события, время проведения
обрядов, праздники по нанесенным на календарь 
точкам.

4. Вообрази, что ты живёшь на необитаемом острове. Придумай приспособление, которое поможет считать дни, недели, месяцы в году. Нарисуй схему этого приспособления.

На необитаемом острове не так уж множе вещей, из которых можно соорудить прискособление для того, чтобы считать дни, недели, месяцы в году. Это может веревка, на которой с помощью узелков можно считать дни, недели и месяцы в году.

Приспособление, которое поможет считать время

Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

Прошлое

Настоящее

Будущее

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.

Единицы измерения времени

Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды.
По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы». 1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. 
Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут.
В центре на часах: 5 часов 20 минут.
Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы - это прибор для измерения времени.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

См. фото.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия

Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ

Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Насекомые-вредители культурных растений и способы борьбы с ними

К числу одних из самых опасных насекомых-вредителей культурных растений можно отнести бахчевых тлей, белокрылок и боярышниц.

Бахчевая тля.

   

Это многоядный вид тли, относящейся к семейству настоящие тли. Данное насекомое имеет тело овальной формы, желтого, зеленого или темно-зеленого цвета.

Длина туловища в среднем составляет 1,5-2 мм. Трубочки у тлей темные, хвостик обычно светлее трубочек, но темнее тела. На первом и седьмом тергитах брюшка имеются краевые бугорки.

   

Тли образуют колонии (обычно на нижней стороне листа). Нередко они достаточно плотные. Встречается вредитель и на цветках, молодых плодах, стеблях.

Губительное воздействие на бахчевую тлю оказывают резкие температурные колебания. Для борьбы с этим вредителем сада и огорода проводят опрыскивание культур отваром или настоем табачной пыли. Для этого 1 кг сырья заливают 8-10 л теплой воды, после чего настаивают в течение 2 суток либо кипятят 10 минут, процеживают. Удаление сорняков с участка также позволяет снизить численность вредителя.

Белокрылка.

   

Данное насекомое-вредитель сада и огорода относится к семейству Полужесткокрылых. Туловище взрослой особи обычно достигает в длину 1,5-2 мм. Внешне насекомые напоминают молевидных чешуекрылых. Их тело белого или желтоватокрасного цвета, на нем едва различимы темные пятна.

Как видно на фото, у каждой особи этого вредители сада и огорода по четыре крыла, покрытые налетом белого цвета:

   

Личинки питаются соком растений, в результате чего последние погибают.

Личинки находятся обычно на нижней поверхности листьев. Липкое вещество, выделяемое ими, является питательной средой для сажистого гриба, поэтому листья приобретают черную окраску.

   

Одним из наиболее эффективных способов защиты растений от вредителей является опрыскивание культур водой с последующим рыхлением почвы и удобрением ее перегноем. Эту процедуру проводят регулярно. Кроме того, можно использовать ловушки, а в качестве приманки применять табак — запах этого растения привлекает белокрылок.

Боярышница.

   

Данный вредитель садовых культур представляет собой крупную бабочку светлой окраски из семейства белянок. Она имеет белые с черными жилками крылья, размах которых в среднем составляет 5-6 см. Гусеницы причиняют плодовым деревьям наибольший вред, поскольку объедают листья. Вредитель оплетает их паутиной, устраивая гнезда, в которых и зимует. Весной, когда у яблони цветковые почки только начинают распускаться, гусеницы покидают свое убежище и принимаются, как говорится, за дело: выгрызают почки, затем повреждают листья, оставив лишь толстые жилы.

Значительную роль в снижении численности гусениц боярышницы играют перепончатокрылые паразитические насекомые.

Внешний вид бабочки, где живут и чем питаются

Бабочки среди беспозвоночных имеют самое сложное строение тела и самый красивый внешний вид. Тело насекомого состоит из брюшка, груди, головы с усиками и хоботком, 3 пар ног и двух пар прекрасных крыльев, в которых заложена вся красота природы, различные узоры и расцветки.

Всего у бабочки 4 крыла, каждое из которых покрыто чешуйками в количестве от 100 тыс. до 1 млн у более крупных тропических видов. Они бывают: пигментные (содержащие яркое красящее вещество) и оптические (отражающие и преломляющие свет).

Бабочки питаются исключительно жидкостями, которые они могут пить через свой хоботок: цветочный нектар, древовидный сок, пыльца, навоз и гниющие фрукты. Они могут высасывать влагу из луж или с листьев, иногда садятся в поисках питья на человека, привлеченные запахом пота, в котором содержатся соли и минералы, необходимые для их жизни.

Продолжительность жизни также зависит от того, где живет бабочка, ее вида и размера: более мелкие могут прожить только считанные дни, а крупные насекомые, обитающие в тропиках, — до нескольких месяцев. Представители средних широт в среднем живут 3-4 недели, а северных — до 2 лет.

Куда исчезают насекомые осенью?

Остаётся только удивляться, как молодые монархи находят дорогу на зимовку, ведь их родители, прилетевшие с юга, погибли.

С биологическим кружком мы выходили в лес и искали зимующих насекомых. Кого только мы ни находили: и гусениц, и мелких жучков-листоедов, и личинки жуков-усачей, и клопов. Иногда встречали под корой мелких паразитических наездников. Они откладывают яйца на гусениц. Из яйца выходит личинка и питается тканями гусеницы. Вначале съедает жировое тело, затем мышцы и кровеносную систему. Паразит, закончив своё развитие, выходит из оставшейся от гусеницы шкурки и окукливается на ней, или на поверхности земли или зарывшись в почву.

Муха

Зимуют и представители отряда двукрылых — мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Так же зимуют коровки двухточечные. У нас в музее А. С. Пушкина на западе Подмосковья каждый год бывает много этих жучков. В оттепель жучки просыпаются и как радостно видеть их — предвестников весны. Но проснувшимся в зимнюю оттепель насекомым нелегко. Они расходуют энергию, а питаться им нечем. Так что затянувшаяся зимняя оттепель ничего хорошего зимующим насекомым не предвещает.

Жук-плавунец

Многие насекомые и их личинки зимуют в воде. Например, крупные жуки плавунцы окаймлённые. В детстве, катаясь на коньках по первому, ещё тонкому льду, я часто видел, как плавают подо льдом эти жуки. Меня удивляло тогда, как же они дышат. Теперь я знаю, что жуки-плавунцы зимой дышат, собирая пузырьки кислорода, выделяемого водными растениями. Есть и ещё один способ получения кислорода из воды. Между надкрыльями и брюшком у жука-плавунца — полость, туда-то жук и собирает пузырьки кислорода. Но дышать с помощью пузыря жук может лишь при низких температурах, когда все процессы у него замедленны и не требуется большого количества кислорода.

Личинка стрекозы

В стадии личинки зимуют стрекозы и представители отряда двукрылых — комары. У личинок стрекоз есть жабры, и они дышат растворённым в воде кислородом. Известный рыболовам «мотыль» — червячки красного цвета — это и есть личинки комаров семейства звонцы. Живут звонцы в придонном иле. «Мотыль» бывает мелкий и крупный — это личинки комаров разных видов.

Ещё один пример зимовки двукрылых наблюдаем у малинной стеблевой галлицы. Зимует это существо в стадии личинки. Если присмотреться зимой к молодым побегам малины, можно увидеть вздутия, разрастания тканей стебля. А вскрыв эту неправильно разросшуюся часть стебля, так называемый галл, можно увидеть оранжевые личинки галлицы малинной.

У всех зимующих насекомых в период зимовки цель одна — выжить в условиях пониженных температур. Перед зимовкой у насекомых происходят различные процессы перестройки организма. Один из важных процессов — это накопление глицерина. Все процессы, происходящие во время зимовки, требуют наличия этого вещества.

Зимой живое племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения — долгожданной весны.

А. Л. Калуцкий, энтомолог

Принцип анабиоза чешуекрылых

Многие виды бабочек проводят зимовку в стадии яйца. В виде гусеницы тёплого времени года дожидается малиновый шелкопряд, но это скорее исключение из правил. Большинство чешуекрылых впадает в спячку, находясь при этом в стадии куколки. Многие из них настолько выносливые, что могут провести всю зиму на ветке дерева или другом открытом участке, не боясь морозов и пронзающего ветра.

Практически все гусеницы имеют яркий внешний вид, так как таким способом они демонстрируют врагам свою несъедобность, а другие маскируются в зелёной части растений. Продолжительность жизненного цикла напрямую зависит от климатических условий. В северных широтах гусеницы могут впадать в диапаузу (засыпать) до весны. В такой ситуации развитие может занять от 4 до 10 лет. Воспроизвести в домашних условиях полный жизненный цикл этих насекомых довольно сложно.

Некоторые гусеницы предпочитают выбирать укромные места в коре старых деревьев, где они превращаются в куколок и ждут наступления весны. В стадии имаго в зимнюю спячку впадают следующие бабочки:

  • Крапивница.
  • Лимонница.
  • Репейница.

Избежать замерзания бабочкам траурницам помогает специальная жидкость, которую они самостоятельно вырабатывают. В её состав входят различные криопротекторы, которые отлично защищают от морозов. Поведение бабочек во многом зависит от вида и климатических условий.

Даже у близких видов одного рода, которые проживают в разных регионах страны, диапауза бывает на разных фазах развития. Например, первое поколение бабочек репейниц отправляется на юг осенью, а второе — возвращается весной обратно. Благодаря этому эти чешуекрылые исчезают из поля зрения только на время холодов, а с приходом тепла их снова можно наблюдать в разных регионах России.

Насекомые на букву Е

Ежемуха

По названию сразу понятно, что эта муха чем-то похожа на ежа. Так и есть, только еж покрыт длинными иголками, а ежемуха — жесткими щетинками, кроме крылышек, конечно. Самые крупные из ежемух бывают длиной с ноготь взрослого человека, а самые маленькие — чуть больше твоей реснички.


Ежемуха

Крупную ежемуху можно увидеть в теплое время года, когда светит солнышко, но не в жару: тогда она прячется в тень. Вот ежемуха громко, мирно жужжит над цветком. Опустилась на него, замолкла. Деловито позавтракала нектаром и пыльцой — и снова с жужжанием тяжело поднялась в воздух. Потом опять замолчала, нашла новый цветок столовую. Поела, а заодно и опылила его.

Ежемуха полезное насекомое: ее личинки губят вредителей леса и культурных растений. Вот как это происходит.

Одни ежемухи откладывают крохотные яички на листья, которые едят гусеницы — вредительницы: те и не замечают, как проглатывают их вместе с кусочком листка.

Другие — прямо на саму гусеницу или внутрь нее, проколов ей кожу. Вылупившиеся из яичек личинки живут в теле гусеницы и питаются ею, а гусеница погибает.

Есть ежемухи, которые откладывают яички в землю. Тогда их личинки, только появившись на свет, сразу начинают искать «хозяина» — гусеницу или личинку другого насекомого, чтобы в них вселиться. Достигнув определенного возраста, личинки окукливаются и постепенно превращаются в молодых ежемух. И снова начинается их однообразная жизнь: то перелеты с цветка на цветок, чтобы поесть, то поиски «хозяина» для своего потомства.

  • Вопросы и задания

    1. Какие два животных дали название этому насекомому?
    2. Чем питается ежемуха?
    3. Расскажи, как ежемухи выводят свое потомство.

Божья коровка

Многие удивятся, увидев божью коровку в списке плохих насекомых, ведь некоторые разновидности этого насекомого, наоборот, помогают избавляться от вредителей. Но есть один из видов, который следует уничтожить, если вы вдруг обнаружили его на своих посадках. Речь идет об азиатском виде божьей коровки. Ее корпус окрашен в желтый оттенок и весь испещрен черными мелкими точками. Это насекомое вовсе не так безобидно для вашего сада и огорода, как его «отечественный» родственник. Такая божья коровка активизируется в тепле, начинает стремительно ползать, оставляя за собой следы желтоватой секреции. Эти выделения имеют неприятный запах, который может вызвать сильную аллергию. К тому же азиатские божьи коровки могут поселиться на шерсти животных. Если питомец проглотит насекомое, то его выделения могут обжечь пищеварительный тракт и ротовую полость, чем вызовут сильную аллергию.

Как избавиться:

  1. Соберите насекомых при помощи пылесоса с фильтром НЕРА (этот фильтр помогает собирать даже самые мелкие частицы).
  2. Обработайте территории, где чаще всего вы собирали этих жуков, с помощью мыльной воды.
  3. Азиатские божьи коровки не переносят запаха цитрусовых, гвоздики и лавра, так что можно использовать эти компоненты для создания отпугивающих ловушек.

Подготовка к зимовке

Как бабочка павлиний глаз готовится к холодной зиме? После выхода из куколки имаго начинают активно питаться. Насекомые, засыпающие в холодное время года, с конца лета старательно запасают питательные вещества. Их основной рацион – нектар цветущих растений: бузина, одуванчики, клевер, лаванды. Запастись питательными веществами на несколько месяцев анабиоза помогают подгнившие фрукты и сок деревьев.

Выбор места

Бабочка павлиний глаз впадает в спячку в умеренных широтах в сентябре, а на юге в октябре. Она выбирает безопасное место, где будет укрыта от холода и врагов. Это может быть:

  • чердак дома или хозяйственной постройки;
  • полость в коре дерева;
  • дупло;
  • пещера и расщелина скал;
  • лесная или луговая подстилка.

Зимняя спячка называется гибернация. В этот период замедляются все жизненные процессы (дыхание, пищеварение), снижается температура тела. Продолжительность оцепенения зависит от условий окружающей среды. Сон может прерваться в результате повышения температуры. Бабочка выбирает укромное место, если это вертикальная поверхность, то крепко цепляется лапками. Неподвижная, с темными сложенными крыльями она похожа на сухой осенний листок.

Совет. Если вы обнаружили бабочку павлиний глаз, зимующую в сухом комфортном месте, не тревожьте ее. Насекомое спокойно проспит до весны.

Ход НОД.

1 часть.

Дети входят в кабинет развивающего обучения с песней «Осень наступила».

Беседа с детьми о том, какое сейчас время года. Прошу назвать осенние приметы. (Ответы детей) Спрашиваю детей о насекомых – что делают они осенью? (Ответы детей)

2 часть.

Ребята, а вот Незнайка из нашей рабочей тетради по экологии — не знает. Давайте поможем ему и покажем, куда прячутся насекомые на зиму.

Дети садятся за столы. Работа в рабочих тетрадях «Добро пожаловать в экологию» для детей 5-6 лет (старшая группа, часть 1, стр. №8.

Задание: «Проведи дорожку от каждого насекомого к его убежищу»

Дети выполняют задание, затем рассказывают, что жук-короед устраивается на зиму под корой деревьев, муравьи прячутся в муравейнике, божьи коровки – в старых пнях, а мухи зимуют под опавшими листьями.

3 часть.

Куда бы мы не пошли – в сад, на луг, в лес – всюду нас окружают насекомые — наши маленькие соседи. Но такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравья — один он такой маленький, крошечный, не сразу и заметишь! А вот в большом муравейнике их столько, что если мерить вёдрами, получится несколько вёдер! (слайд№1)

Сколько их, как вы думаете? А сколько комаров на болоте? А сколько пчёл в улье? Можно ли их сосчитать? (слайд №2)

Да, целая туча! Посмотрите, сколько может быть бабочек! (слайд №3)

А вот сколько саранчи! (слайд №4)

Как вы думаете, кого на Земле больше, людей или насекомых, как вы думаете? (ответы детей) Да, насекомые – самый многочисленный класс живых существ на нашей планете Земля!

Насекомые замечательны не только своим количеством, но ещё и своим многообразием. Давайте посмотрим.

Рассматриваем изображения разных насекомых на мультимедийной установке

(слайды № 5 – 16).

Дети называют каждого насекомого.

_Чем насекомые отличаются друг от друга? (слайд №17)

Вместе с детьми приходим к выводу, что они отличаются размером, окраской, формой тела и т. д.)

_ Насекомые по-разному передвигаются. Как?

(ходят, прыгают, летают, порхают, ползают и т. д.)

_ Но всё-таки у всех насекомых есть что-то общее. Давайте определим.

Мнемотаблица – «Насекомые» (слайд № 18)

(тело разделено на три части, у всех есть усики, шесть ног, хитиновый покров)

Психогимнастика и гимнастика для глаз «Бабочка».

А сейчас, пойдемте с вами на лужок. Представьте, что сейчас лето, к вам подлетела красивая бабочка… Вот она полетела вверх (дети следят глазами за её полётом, вниз, в одну сторону, в другую. Подставьте ей открытую ладошку… Бабочка села и заснула. Мы тоже закроем на минутку глаза. Давайте разбудим её

Сделайте глубокий вдох, осторожно подуйте на неё. Только не испугайте ее! Бабочка взлетела, порхает рядом с нами, а сейчас она подлетела к моему столу

Ой, какое чудо! Она появилась на нашем экране! (слайд №19)

Систематизация знания

Одним из первых научные наблюдения за природой стал вести Карл Линней. Это интересный и полезный процесс, который помогает детям научиться следующему:

  • анализировать, сравнивать и систематизировать информацию;
  • развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного;
  • позволяет определить признаки осени.

На окружающем мире во 2 классе, помимо изучения живой и неживой природы, дети учатся вести дневник наблюдений.

В дневник записывают время светового дня, отмечают температуру, осадки, трансформации в окружающем мире и другие наблюдения за осенью. Во 2 классе такие сведения помогают детям не только составить рассказ или написать сочинение о природных изменениях, но и справиться с тестом по теме.

Предыдущая
Окружающий мирНаши ближайшие соседи (окружающий мир, 3 класс) — границы и список стран с названиями
Следующая
Окружающий мирДоклад об алмазе как полезном ископаемом — описание, свойства и месторождение

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Круг радости «Улыбка» (эмоциональный настрой).

В группу залетает воздушный шар наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.

— Ребята, посмотрите, что же это такое? (конверт не подписан) Интересно, а что же там находится? Давайте откроем конверт и узнаем. (Воспитатель открывает конверт, там лежат карточки — загадки). Ой, ребята, а конверт-то не пустой, а с загадками. Ну, что, отгадывать будем? Дети отгадывают загадки.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее … (стрекоза.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.

— Молодцы, все загадки отгадали, а теперь давайте поговорим о насекомых. Рассматривание картин. Вопросы для детей:

1. Как передвигаются насекомые?

2. Чем питаются?

3. Как спасаются от врагов?

4. Почему осенью их становится меньше?

— Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай, кого я загадал»

Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

— Сейчас я вам раздам мячи –ежики и мы будем делать следующие упражнения:

Я мячом круги катаю Между ладоней.

Взад — вперед его гоняю. Смена рук.

Им поглажу я ладошку Катают взад — вперед.

Будто я сметаю крошку. Смена рук.

И сожму его немножко, Сжимают.

Как сжимает лапу кошка. Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму. Нажимают пальцами на мяч.

И другой рукой начну. Смена рук.

А теперь последний трюк : Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из рук

и в руку

А сейчас мы с вами нарисуем насекомое, которое вам больше всего нравится. Рисование в технике монотипия. А потом расскажете нам о своем рисунке.

Во время рисования звучит тихая классическая музыка.

— Молодцы, ребята. Вы ярко и красиво нарисовали всех насекомых, составили интересные рассказы о них. Давайте выставим работы на доске. Ваши листы с изображением насекомых похожи на странички книги. Мне очень хочется собрать странички все вместе и сделать из них книгу. Под каждым насекомым мы напечатаем ваш рассказ. А потом познакомим с этой замечательной книгой ваших родителей и детей из других групп. Всем большое спасибо!

Бабочки зимой

Этим прекрасным созданиям повезло меньше, чем комарам. Всё дело в том, что век бабочки очень короткий. В природе существуют такие виды, которые погибают спустя несколько часов после выхода из стадии куколки. Некоторые живут чуть дольше – около суток. Бабочки, способные пережить зиму, очень редки! Как правило, это крупнокрылые насекомые, они появляются на свет в осенний период. Бабочек относят к отряду чешуекрылых, для них основной способ переноса зимы – стадия куколки. Их небольшой кокон можно встретить в укромных местах, а именно в растениях и траве, а также в опавших листьях.

Но бывают и такие случаи, когда кокон прикрепляется к ветке дерева. Существуют виды бабочек, которые зимуют в стадии взрослой особи. К таким относят бабочек лимонниц. Их можно встретить под корой дерева. В тяжелое и морозное время лимонница впадает в анабиоз, то есть находится в спячке. В этот период бабочка не развивается. Известно, что весна и лето приходят не сразу, а постепенно. В период легкой оттепели бабочка просыпается, но пережить очередное похолодание она уже не в состоянии. Таким образом, бабочка лимонница погибает. Теперь вы знаете, куда на зиму прячутся бабочки и комары.

Как выглядят массовые вредители огородных растений

Капустная совка многоядна. Гусеницы наносят вред различным культурам. Из цветов наиболее часто повреждают нарциссы, тюльпаны, гладиолусы, георгины. Это темно-бурая бабочка с размахом крыльев до 5 см. Куколки зимуют в почве. По описанию это насекомое-вредитель похоже на моль. Лет бабочек начинается в мае—июне и продолжается длительное время. За сезон одна самка откладывает до 1500 яиц на нижней поверхности листьев. Через 2—3 недели из них выходят гусеницы. За время своего развития они наносят значительный вред цветочным растениям, прогрызая отверстия в листьях и бутонах.

Хрущи. Бронзовка золотистая и хрущик садовый — мелкие жуки, которые объедают тычинки, пестики и лепестки цветков, проникают в бутоны. Из-за этого цветки становятся уродливыми, нередко в виде одной половинки.

Совка листогрызущая — бабочка с размахом крыльев до 3,5—4,5 см. Передние крылья желто-коричневые с пятнами почковидной, клиновидной и круглой формы, задние крылья белые. Гусеницы этого массового вредителя растений длиной до 5 см, светло-зеленые или буро-коричневые, с ровными рядами белых с черным ободком пятен по всему телу, с яркой желтой боковой полоской и тремя бледными узкими по спинке. Питаются гусеницы ночью, объедая лепестки, а днем прячутся в глубине цветка, поэтому их трудно заметить.

Моль капустная — мелкая бабочка. Лет ее начинается во второй половине мая. Бабочки откладывают по 2— 4 яйца на нижнюю сторону листьев. Одна самка может отложить до 150 яиц и более. Капустная моль дает до 4 поколений. Из яиц выводятся очень подвижные, светло-зеленые, с редкими волосками гусеницы. Они съедают верхний эпидермис и мякоть листьев, оставляя нетронутым нижний эпидермис, который подсыхает и разрывается. Они выедают также бутоны и цветки.

Тля — самые распространенные вредители культурных растений в саду. Большой вред наносят декоративным кустарникам (калине, чубушнику, бересклету). Мелкие насекомые размером от 1 до 2,5 мм имеют различную окраску: светло- и темно-зеленую, черную, оранжевую, красноватую. Насекомые и их личинки расселяются на различных частях растений: молодых побегах, листьях, бутонах и цветках. Высасывая клеточный сок, они задерживают рост растений, вызывают деформацию листьев, цветоносов, бутоны не раскрываются. Листья покрываются липкой медвяной росой. На сладких выделениях тлей могут поселиться сажистые грибы. Растения теряют декоративность. За сезон тля может дать до 17 поколений, особенно хорошо вредитель размножается в теплую погоду. При хранении луковиц тюльпанов и гладиолусов под наружными чешуями могут появляться колонии зеленой тли. Поврежденные луковицы в последующем дают ослабленные побеги.

Погода

Страница 22 — 23

1. Практическая работа «Термометр».

1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.

Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?

    Сходство разных термометрах, то что все они используются 
для измерения температуры.
    Различия разных термометрах заключается в сферах их 
применения, а также в диапазоне температур, нанесенном
на шкалу.

3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.

Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.

Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.

Запиши числами:

   десть градусов тепла - +10°C
   десять градусов мороза - -10°C
   ноль градусов - 0°C
   шесть градусов выше нуля - +6°C
   шесть градусов ниже ноля - -6°C

Запиши словами:

    +5°C - пять градусов тепла.
    -7°C - семь градусов мороза.

4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.

Температура воздуха Температура воды Температура тела (отметить галочкой)
в классе на улице в стакане №1 в стакане №2 менее +37°C +37°C более +37°C
+24°C -15°C 10°C 50°C

5) Запиши определение.

Термометр - это прибор для измерения температуры.

Страница 24 — 25

2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.

Дождь

Гроза

Град

Радуга

Снег

Туман

Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать. 3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

Обозначения явлений природы

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

    Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, 
ветра и облачности.

Красные дни календаря

Страница 28 — 29

1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.

День России

 12 июня — День России

День Государственного флага РФ

 22 августа — День Государственного флага Российской Федерации

День знаний

 1 сентября — День знаний

Международный день учителя

 5 октября — День международный день учителя

День народного единства

 4 ноября — День народного единства

День Конституции РФ

 12 декабря — День Конституции Российской Федерации

Новый год

 1 января — Новый год

День защитника Отечества

 23 февраля — День защитника Отечества

Международный женский день

 8 марта — Международный женский день

День весны и труда

1 мая — День весны и труда

День победы

9 мая — День Победы

2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря ( по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.

С 8 марта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector